Селидівська ЗОШ І-ІІІ ступенів №2 Вівторок, 26.03.2019, 09:36
Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту

Наше опитування
Чи потрібно зробити доступ батьків до шкільних оцінок своєї дитини на шкільному сайті?
Всього відповідей: 629

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Форма входу

Сценарий классного часа: Нравственность - разум ума и сердца

Цель классного часа: воспитание нравственности.

Задачи классного часа: побудить учащихся к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах морали; способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту; развивать умения выступления перед аудиторией; развивать творческие способности.

Ход мероприятия

Нравственность - это разум сердца.

                                                                                                         Г.Гейне    

Все, что прекрасно – нравственно.

                                                                                                      Г. Флобер

I.Мотивация деятельности

Метод «Незаконченное предложение» - Ребята, я совсем не думала, какую тему выбрать для открытого классного часа, сразу остановилась на нравственном воспитании, так как….

Вот и пролетели ваши школьные годы. Все это время вы учились дружить, мечтать, спорить, отстаивать свою точку зрения. Совсем скоро перед вами откроется новая жизнь. Что для вас является важным сейчас, какие ценности вы выбираете для себя в первую очередь? В этом мы попробуем разобраться на нашем занятии.Итак, мы сегодня строим модель выпускника 2014.

II.Актуализация знаний

1.Обсуждение притчи.

 Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким.Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение — светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение — трудно было людям добираться к своему очагу. Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?» Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой»

 - Прав ли был мудрец? Нужны ли людям законы?

 Основная проблема нравственности заключается в обретении личностью целостности, единства мотивов и поступков, воли и действия, слова и дела, мысли и поведения, рассудка и чувства. Еще легендарный мудрец царь Соломон говорил, что желал бы иметь превыше всего «сердце, чтобы различать, что добро и что зло».

2. Введение в проблему   Диагностика: «Кто я?»   «Какой я?»                                         

   - Предлагаю каждому из вас обратиться к самому себе, как к неповторимому человеку, а также испытать себя – готовы ли вы к изучению данной проблемы. 

Презентация

кл.час

(  Слайд 1)        

Ответьте, продолжив следующие строки:

Неповторимый человек…                                                                                                        

  Во мне меня радует то, что…                                                                                             

Когда я думаю о себе, то всегда…                                                                                           

Я чувствую, что в жизни я смогу…

II.Объявление темы, целей мероприятия  (Слайд 2,3)

III. Работа по предложенной теме

А)Метод «Микрофон»

Генрих Гейне утверждал, что если бы мир раскололся, то трещина прошла бы через сердце поэта. Если говорить о расколе нравственности, то здесь трещина пролегает между сердцем и разумом. Как вы понимаете высказывание?

В жизни человека, а значит и в нем самом, борется множество противоречий. Поэтому духовная целостность его мира распадается. В человеке постоянно ведут свою борьбу разум и сердце. Именно нравственность связывает и примиряет их, снабжая разум сердцем, а сердце разумом.

Как вы представляете себе это сочетание разума и сердца?

Учащиеся:

- Разум - это всегда что-то расчетливое и холодное. А от слова «сердце» веет теплом.

- Мне кажется, что сердце обладает каким-то особенным, своим собственным разумом, который часто уму неподвластен.

- Человек осознает пределы своего ума, а вот пределы человеческого сердца, по-моему, безграничны. Где-то в глубине человеческого сердца может храниться такое, о чем ты и сам не подозреваешь.

- Когда человек совершает безнравственные поступки, когда он жесток, никто не говорит, что у него злой ум. Говорят, что у него «злое сердце». Думаю, что у такого человека ум и сердце находятся в завидном единении, к сожалению, безнравственном.

- Русский мыслитель и публицист П.Я. Чаадаев писал, что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.

- Все то, что нам говорится, все то, что направлено на наш ум, не так действенно как то, что сказано (важно еще, как сказано) с целью затронуть наше сердце. Это воздействие и становится двигателем нравственных поступков человека.

- Если разум сердца не участвует в твоих мыслях, то результат твоего поступка может не устроить не только тех, на кого он направлен, но даже и тебя самого. Потому что даже человеку невысокого уровня нравственности свойственно анализировать свои поступки, хотя бы изредка подключая к этому процессу сердце. Именно сердце помогает стать близким, понятным и приятным для других людей. То, что рождается в сердце, обретает затем мысли в вашем уме и помогает превратиться в соответствующий поступок.

Ведущая. Значит, нравственность проходит через наше сердце. Что же такое нравственность?

 Конфуций, китайский мудрец, утверждал, что человеку все остальное становится ясным тогда, когда он поймет, в чем заключается истинная нравственность.

Высказывания учащихся:

 - Нравственность – наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

 - Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом.

 - Мораль и нравственность – понятия-синонимы

 - Система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя человеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, уважение к старшим…

- Как называется наука о нравственности?(Этика)

Б)Тренинг «Самооценка нравственных качеств»

 Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Вам предложили список нравственных ценностей, расположенных произвольно. Отметьте ценности наиболее важные для вас лично, выстроив их по мере значимости: 

активная жизнь, полная деятельности и эмоций;

друзья;

деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений);

жизненная мудрость (жизненный опыт, зрелость);

здоровье (физическое и моральное;

любовь;

красота (умение видеть прекрасное в природе,  искусстве);

интересная работа;

образование (возможность учиться, развиваться);

свобода (самостоятельность и независимость);

счастливая семья;

развитие (самореализация);

счастье других;

развлечения;

творчество;

уважение других людей;

реализация (полное использование сил, возможностей)4

уверенность в себе.

Работа в группах  ( Слайд 4)

А)«Елочка ассоциаций»   НРАВСТВЕННОСТЬ

 

Б)Упражнение «Борьба нравственных и безнравственных сил».

 

Разделите лист пополам, заполните их нравственными и безнравственными  категориями и поступками

Борьба нравственных и безнравственных сил.

 Нравственно                                                           Безнравственно

добро и зло, честь и бесчестие, жалость и беспощадность, жестокость, справедливость и несправедливость,зависть и корысть, воля и характер,  самовоспитание, совесть и  подлость, ложь и правда, долг - безответственность, патриотизм  - предательство, помогать товарищу – бросить друга в беде, считаться с мнением других – жить в свое удовольствие

В) Ролевая игра «На необитаемом острове»
Представьте, что вы в результате кораблекрушения оказались на необитаемом острове и в ближайшие несколько лет не сможете вернуться к цивилизованной жизни. Разработайте нравственный кодекс взаимоотношений, помогающих решению конкретных проблем, сотрудничеству, преодолению конфликтов и ссор, а также санкции за нарушение законов и норм.
На острове (назовите его) богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые животные и растения (какие?), ливневые дожди (названия), короткий, но жестокий холод, возможны визиты каннибалов с соседних островов. Вам нужно не только освоить остров, организовав хозяйство, но и наладить социальную жизнь. Решить вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение (лидер, большинство, наиболее влиятельная группа и т.д.). Как будет распределяться пища (поровну, по трудовому вкладу, больным и слабым в первую очередь). Какие у вас будут праздники и как часто? Какие функции будет выполнять каждый из вас?


Г) Какие жизненные заповеди, ценности считаются незыблемыми в вашей семье?

В) Метод «Пресс»

В 1887 году Л.Н. Толстой в письме Р. Роллану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».

Г) Аналитическая беседа

Ведущий

Каждый из вас слышал и употреблял выражения: «Люди с чистой совестью», «угрызение совести», «Спокойная совесть».

Что же такое совесть?

 Действия и поведение человека оценивается не только другими людьми 

Борьба разума и сердца, внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями, борьба за устранение всего, что мешает нам двигаться вперёд. Кто это не испытал? Свои поступки должен оценивать и сам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.

Сократ высказывался на этот счёт так: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда».

Совесть служит регулятором поведения  и деятельности человека, его внутренним моральным контролёром.

Работа в группах ( Слайд 5)

1 группа

У А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, чья совесть нечиста».

Как вы понимаете выражение «нечистая совесть»? И почему человек с нечистой совестью действительно жалок? (ответы детей)

2 группа

 Вместе с тем есть люди с больной совестью.Как вы понимаете выражение « больная совесть»? (ответы детей)  

(У людей с больной совестью развивается неуверенность в правильности своих поступков, постоянная боязнь сделать что-то не так, они постоянно казнят себя за поступки, в которых ничего предосудительного по существу не было).

3 группа

 Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нем постоянно звучал голос совести(ответы детей)  

4 группа

 Многие нравственные люди испытывают угрызения совести(ответы детей)  

 Д)Мозговая атака:

- Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, повашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять?

(Группы дают ответ)

 *в озлоблении людей;

*в эгоизме (каждый сам по себе);

* в росте преступности;

*в исчезновении элементарной культуры поведения;

 * в утрате идеологической и ценностной ориентации;

 • в том, что порвалась связь поколений;

• в чем еще?

Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе (Э.Фромм). ( Слайд 6)

Е) Домашнее задание

Презентация проектов  «Модель нравственного человека»

 - проект «Нравственные ценности в русской литературе»

 - проект «Этапы становления нравственности человека»

 

 (Видео)

 -проект «Модель выпускника»

 - проект «Обобщенный образ ученика 11 класса»

Ж) Проводится интерактивное голосование. ( Слайд 7)

На голосование вынесены два утверждения:

1. В современной жизни нравственность в прежнем ее понимании - понятие устаревшее.

2. Нравственность - одно из условий продолжения жизни на Земле.

4. Рефлексия

- Воспитывая волю и характер, занимаясь самовоспитанием и преобразованием образа своих мыслей, человек так и начинает образование и моральное воспитание своего сердца.

- Говорят, наше сердце

Размером с кулак.

Ты поверь, я - не недруг,

Не заклятый твой враг.

Возразишь, что терзаю

В обидах, сомненьях,

Что изведало меру

Ты страданий, терпенья.

То, что совесть свою

Прячу я в твой тайник,

Что ссылаться на сердце

Я в обидах привык.

Не даю что покоя

Я тебе день и ночь,

Что прошу постоянно

Поддержать и помочь.

Да, все так, но по жизни

Нам с тобою идти.

Без обид поддержи,

Подскажи и прости.

-По мнению И.Канта, есть две основополагающие ценности – «звёздное небо над головой и моральный закон во мне».

А.П.Чехов говорил: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Давайте, ребята, жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.

В заключение делаются выводы:

1. Нравственные начала и ценности проникают во все сферы жизни человека.

2. Правильное сочетание разума ума и сердца приводят человека к нравственным поступкам.

3. Умение любить, сострадать и делать добро - вот главные нравственные ценности нашей жизни.

4. Сила жизни - вот что останется вечной ценностью на Земле.

 5. Результаты человеческой деятельности зависят от богатства внутреннего мира человека, гармонии души и мыслей.

 

 

 

                                                                                                       

 

Пошук

Погода

Календар

Архів записів

Copyright MyCorp © 2019Створити безкоштовний сайт на uCoz